Приветствую Вас, Гость

Мой девиз  по жизни «  Кто ищет, тот всегда найдет»

            Это началась с того, что когда я сама была ребенком и училась в школе. Моим первым учителем была Бойбу Чыпсыӊ  Карбыевна . Я очень уважала и мечтала быть как она – учителем начальных классов. С малых лет я играла  во дворе и начиналась ролевая игра «Школа и класс». Я в этой игре старалась быть всегда учителем. Во время игры подражала свою учительницу Бойбу Ч. К. И моя мечта стала реальностью, и я получила диплом в 18 лет. В течение 24 лет  моя любовь к детям, моя работа подтверждение тому, что учитель –это моё призвание. Каждый день я иду в школу  и волнуюсь, какой будет день, что меня ждет сегодня,   а в итоге я спрашиваю с себя, что было хорошего и что у меня не получилось. Бывают и трудности в работе, особенно  с детьми из неблагополучных  семей. Каждый раз, когда я разговариваю с детьми и слышу их оправдывающие  слова, у меня появляется желание так крепко их обнять и объяснить что это плохо. Иногда я бываю так уверенна за судьбу этого ребенка,  что он обязательно достигнет того что у него нет, и у него всегда не хватало. И я верю тому что «Кто ищет, тот всегда найдет».

               Моя методическая тема по самообразованию « Роль пальчиковых игр в развитии коммуникативных навыков и мелкой моторики рук у младших школьников».           Развитие коммуникативных умений младших школьников – актуальная проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы.   Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты;его речь делается более выразительной. 
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.  Устное народное творчество  каждого народа имеет развивающие, обучающие цели. Меня  каждый раз преследует мысль о том, как сделать устное народное творчество оружием воспитания и обучения детей.  Вся история человечества  доказывает, что движение руки тесно связано с речью.   О том, что движение пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя  с маленькими,  еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры с движениями пальцев рук  «Ладушки», «Матпаадыр». Канадский нейрохирург , составитель карты речевых зон мозга У.-Г. Пенфилд (1891-1976) особенно наглядно показал проекции всех частей тела в двигательной области коры головного мозга. Именно величина проекции руки кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Совершенствование мелкой моторики –это совершенствование речи.    Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайные.   

Эти научные заключения призвали меня обучать и воспитывать детей на основе устного народного творчества. На современном этапе происходит возрождение национальной культуры, все больше исследуется вопрос применения  народного опыта в воспитании молодого поколения. У разных народов мира в практике воспитания детей встречаются национальные игры с пальчиками, сопровождающиеся забавными стихотворными формами. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным, дидактическим и развивающим материалом.

    Каждый мой урок родного (русского) языков стараюсь начинать с разговорной минутки.  В практической части моей работы показаны  примеры  из используемых   упражнений, для развития мелкой моторики рук, стихотворные физминутки с движениями , которые переведены на родной, тувинский язык и составленные учителем свои стихотворные физминутки, игры взятые из народной педагогики «Матпаадыр». Эти материалы используются  на уроках для развития речи, для развития мелкой моторики рук. Стихотворные физминутки с движениями разучиваются легко,  они по содержанию просты, доступны т.к они на  родном языке

  1. Матпаадыр.
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  

Арбайхоор, арбайхоор! Дээр.

  •  

 

  • Переведенные  и составленные самим учителем разговорные физминутки  с движениями.

Дымырааш чаъс дым-дым           (салааларынын баштарын оочурлап партаны соктаар)

Суггур чаашкын дадыр-дадыр          (дургедей бээр)

Чаашкын тонген дым-дам                  (оожургай бээр)

Чырык, чылыг хунчугежим унуп келди (адыштарын ажыдып,хаар) 

 

Бо ачам      (улуг эргек)

Бо авам   (айтыр салаа)

Бо угбам  (орта салаа)

Бо акым    … (оочурлап базар

бо мен  …

Найыралдыг буле бис!  (чудуруктанган холду нугуур)

 

Чараш даштар чыып ойнап        

 (ийи будун эгинге денней тургаш, бутар бурузунче оочураайы-биле донгаяр)

Чаштар бистер хоглеп тур бис  ( ийи холду ору кодургеш денге чаяр)

Чажыттарым бээр-бээр              (ийи холду оочурлап чаяр)

Чаржып,шурап  ойнаал!           (ийи буттарынын кырынга шураар)

 

Ала-шокар дииспейим                      (бажын ол-бо талаларынче чаяр)

Арнынбо-ла чугган орар( арнын чуурун оттунер)

Тенектенип ойнай бергеш                 (олуруп, туруп, бутар баштарынга халыыр)    

Тура дужер, ора дужер, дидиредирхалыгылаар

 

Ажыл кылыр холдарым бо            (холдарга сула шимчээшкиннер)

Санаар, чуруур салааларым          ( салааларны санай коргузер)

Халыыр, шураар,кашпагай             (бут баштарынга чиик халыыр)

Хаттан дурген буттарым

 

Чаржып баткан хемнин суунга 1-2-3

(холдар биле чалгыгларны оттунуп коргузер)

Чаштар бистер чуннуулунар  ( холдарны чунган кылды ркоргузер)

Арным, бажым, кулактарым

Арыг-силиг кадык болур                       (айтып коргузер)

 

  •  Игры из народной педагогики.
  1.                   Игра « Арбай-Хоор»

Матпаадыр паштанзын,

Бажы-курлуг маназын.

Ортаа-Мерген одагланзын,

Уваа-Шээжен уруктазын,

Биче-Моомей буурек-баарак чизин,

Чээрген-чаарганчыгзын.

Арбай хоор, арбай хоор!-дээр

Оон соонда адыш ортузун кижиргендир дырбааш, олурган эжинин чудуруунун кырынга бодунун адыжы-биле салбышаан, дынзыгтуткаш: « Чуп-чудурук»-дээр, билээн туткаш- «бип-билек», кырызын туткаш - «кып-кыры», чарнын часкааш « чап чарын» дээр. Оон ол кижинин холун ору кодуре аарак колдуун « тас колдук-колдук» дээш, кичигелээр.

  1. Игры  с косточками ( кажык)

Результат

Работа ведется с 2009-2015 учебного года. Отмечаются улучшения в развитии речи учащихся, дети с удовольствием учат пословицы, физминутки. улучшается почерк. В виде обмена опыта работы материал изложен в газете «Шын» статья «Салаа-сайгыттын шимчээшкиннерин уругларнын сайзыралынга ужур-дузазы». А также наблюдаются значительные улучшения  в :

  • обогащении словарного запаса, развитии  речи.
  • совершенствовании движений кисти, пальцев.
  • Развитии глазомера.
  • активизации  познавательных  процессов  ребенка.

Практическая значимость. Отдельные аспекты, работа в целом может быть использована при проведении занятий, уроков, классных часов.